Теперь вернемся к разговору о клубах. В Японии таких клубов достаточно много. Как правило, для вступления в клуб надо уплатить членские взносы. За год моделисты обычно платят от 10.000 до 30.000 иен (примерно от 90 до 270 американских долларов). Кроме этого, для вступления в клуб требуется несколько рекомендаций и согласие других членов клуба. Японцы очень деликатно подходят к вопросу о том, с кем делить летное поле. Мне самой неоднократно приходилось наблюдать конфликты между членами клуба. "Старики" требуют к себе уважения, молодежь же приходит только полетать. Но вообще в клубах царит хорошая, дружеская атмосфера. Для многих людей это как бы вторая семья на выходные. Если вступление в клуб одобрено, в качестве вступительного взноса люди платят в пределах от 0 до 50.000 иен (450 американских долларов), сумма зависит от клуба, его расположения и возможностей. Большая часть вступительных и членских взносов идет на уход за летным полем, на уплату аренды за землю. Количество членов в клубе может быть разным - от 10 до 150 человек. К сожалению, нет статистики, сколько же всего существует в Японии летных клубов. Некоторые люди являются членами нескольких клубов и летают то там, то здесь в зависимости от дня недели, погодных условий или сезона. Как будет сказано дальше, некоторые клубы расположены недалеко от рисовых полей, на земле, принадлежащей к агрокультурным угодьям. Поэтому в сезон высадки риса или сбора урожая "летчиков" просят воздержаться от полетов.
В Японии в принципе трудно найти достаточно просторное место, пригодное для радиоуправляемых полетов.
- Площадки для полетов: кому принадлежат (частные, клубные?), как в основном они выглядят?
- В Японии в принципе трудно найти достаточно просторное место, пригодное для радиоуправляемых полетов. Многие пилоты в связи с этим терпят много неудобств. Самая главная проблема в том, что нет мест, официально признанных в качестве летных полей для авиамоделей! Как же справляются с этой проблемой? Чисто по-японски, по дипломатической договоренности. Авиаклуб заранее договаривается с государственными структурами или местными организациями жителей, которые имеют отношение к району проведения полетов, и разворачивает свою деятельность с согласия таких структур или организаций. Некоторые клубы организуют добровольные структуры (NPO - Non-Profit Organization) и проводят добровольную деятельность, помогая благоустройству района, добиваясь этим самым разрешения на полеты. Но, к сожалению, на сегодняшний момент не существует пока летных полей, признанных на официальном уровне. Даже можно подчеркнуть, что любое хобби, пусть даже не авиамоделизм, вообще позиция культурных мероприятий не находит достаточного понимания и отклика среди обычного населения. А ведь что может заполнить недостающее в душе, что может принести радость, помочь отвлечься от ежедневных проблем? Только хобби, только культура. Этой частички так недостает современным японцам, особенно молодежи. А "старики" это чувствуют и говорят: остановитесь, осмотритесь по сторонам, проникнитесь теперешним моментом! Ведь время в Японии летит так быстро...
Вернемся к людям, которые ищут место, где бы полетать. По моим наблюдениям, все пристраиваются, как могут: возле речек и полей, в горах, подальше от жилых сооружений. Условия полетов подчас очень плохие. К примеру, если близко расположена лесопосадка или река, очень трудно достать модель, потерпевшую вынужденную посадку. Если летное поле покрыто мелкой травой, то это всем нравится, потому что есть места, где трава очень высокая, и после ее покоса остаются жесткие стебли (стерня), которая может повредить крыло или стабилизатор при посадке. Есть также поля с мелким гравием. Те люди, кто приземляет самолеты "на брюхо", клеят на фюзеляж снизу защитную пленку и так далее.
Размеры летных полей можно разделить на следующие категории:
Очень большие поля - 400 на 200 метров (в Японии таких мест может 2-3).
Сравнительно большие поля — 300 на 150 метров (таких мест тоже не более 3-5 на всю страну).
Обычные летные поля - не более 150 на 150 метров.
Такие поля обычно арендуются клубами у землевладельцев в течение года. Как правило, это поля и хозяйственные территории, поэтому полеты проводятся в периоды между сбором урожая и высадкой ростков.
Очень мало летных полей, являющихся собственностью авиамодельных клубов.
Поле выглядит очень просто - флажок направления ветра, несколько скамеек и навес от дождя, доска частот. Передвижных санитарных удобств, к сожалению, нет. Для этих целей люди отъезжают на машине в ближайший магазин. Мусорных баков тоже нет, члены клуба привозят с собой еду в сумочках и мусор увозят с собой обратно. Пилоты сами устанавливают и потом убирают лебедку или леер для затяжки планеров. На окраине поля люди оставляют машины. Поскольку места очень мало, все стараются поставить машины аккуратно в ряд, чтобы не мешать другим. Японцы оттачивают мастерство посадок самолетов на ограниченную площадку (иначе приходится идти по колено в грязи и вынимать самолет, увязнувший в заливном рисовом поле), а также искусство парковки на тесных пространствах. Где другие люди ставят два автомобиля, японцы поставят три!
- Насколько вообще строго с полетами (можно летать только в отведенных местах, на моделях с ДВС или электроприводом)?
- Нет строгого свода правил, предписывающего, где, на чем и каким образом можно летать. Как правило, категории самолетов устанавливаются самими пилотами, на основе общих моральных понятий. Пилоты сами контролируют использование частот, влияние определенных категорий моделей на окружающие районы (ДВС перестали быть популярными не столько из-за шума, а скорее из-за дешевизны и чистоты электроприводных моделей, тем более что современные аккумуляторы становятся все легче и мощнее). Пилоты также проводят инструктаж новичков, помогают получить необходимые лицензии, следят за состоянием поля, по очереди выкашивают траву, убирают мусор. Одним словом, вся ответственность за состояние клуба лежит на плечах его членов. Есть некоторые организации или хобби-магазины, которые курируют клубы и проводят местные соревнования, частично спонсируя расходы. К примеру, магазин "Скай-хобби" арендует 3 летных поля вдоль реки Тонегава (на севере префектуры Сайтама). Одно поле - для акробатических полетов на ДВС, другое - для вертолетчиков и третье - для планеров и электролетов. Разбивка по категориям учитывает больше всего площадь каждого поля. Для планеров отведено достаточно места, чтобы затягивать их на лебедке или резиновом леере. Акробатические самолеты летают дальше всего от дороги и жилых зданий, двигателей даже не слышно. Скай-Хобби проводил несколько лет назад международный чемпионат по F5B на своем поле. Там же ежегодно проводятся соревнования по планерам на Кубок премьер-министра. Вышеуказанная Ассоциация по безопасности радиоконтроля является ведущим спонсором этого кубка.